12 ноября 2013 г.

Эссе по обществознанию: мифы и реальность

Задание С9 ЕГЭ по обществознанию заслуженно имеет репутацию очень сложного. Успешно написать эссе помогут несколько простых правил:
- необходимо строгое соответствие критериям оценивания;
- не оговаривается минимальный и максимальный объем эссе;
- при написании удобнее всего строить работу в последовательности критериев: раскрыть смысл высказывания, привести теоретические, а затем социально-практические аргументы, так будет хорошо просматриваться логика изложения;
- критерии оценки эссе менялись несколько раз, поэтому необходимо опираться только на материалы текущего года.
Сейчас много различных пособий по подготовке к ЕГЭ, вместе с опытом "предшествующих поколений" они могут принести не только пользу, но и дезинформировать. Приведу несколько примеров из опыта участия в апелляции результатов проверки ЕГЭ летом 2013 года.
Во время апелляции результатов проверки части С, выпускница призвала на помощь пособие, уверявшее, что подробная информация об авторе высказывания и области знания, к которой относится высказывание, ведет к получению максимального балла. Наличие или отсутствие такой информации не влияет на оценивание эссе.
Распространено убеждение, что достаточно высказать собственное отношение к высказыванию, чтобы получить балл. Согласие или несогласие с авторской позицией удалено из критериев оценки полностью в 2013 году, но и до этого требовало аргументации.
Некоторые выпускники под аргументацией на теоретическом уровне понимают перечисление всех определений, относящихся к данной теме. Для качественной аргументации в соответствии с критерием К 2 обязательно не только показать знание терминологии, но и умение использовать ее в контексте темы.
Многие уверены, что можно в качестве аргументов использовать только литературные примеры. Все верно, но вероятность масимального балла по критерию К 3 невелика.

4 комментария:

  1. Здравствуйте,Татьяна Васильевна,подскажите мне ,пожалуйста ,каким методом эффективнее готовиться к эссе,т.е. как лучше вырабатывать навыки правильного выполнения задания?Заранее благодарю.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Светлана Калачева! Для тренировки советую "мозговой штурм". Ко всем высказываниям по изучаемой теме, например, "Экономика" сформулировать К1, т.е. смысл афоризма. Это занимает немного времени, но, поверьте опыту, очень эффективно. Если справиться сложно - это сигнал о пробелах в знаниях по теме. Больше времени требует подбор аргументов, его также можно делать быстро,для тренировки, не заботясь о логике, литературно грамотном оформлении, сначала набрать теоретический и фактический материал. Следите за новостями, читайте аналитические материалы - все поможет легко, свободно размышлять на заданную тему.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте,Татьяна Васильевна,есть ли чёткие регламентирующие нормы по написанию эссе (я имею ввиду количество знаков?) Не могли ли Вы опубликовать образец эссе.

    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Мурад! Эссе - территория свободы, никаких норм по объему, компоновке текста, тем более по количеству знаков - нет. Образца в таком задании не может быть, а подборку хороших эссе поищу и поставлю ссылки или выходные данные. Как эксперт могу сказать, что хорошее количество баллов получали небольшого объема работы, главное - понимание и грамотная аргументация в рамках темы.

    ОтветитьУдалить