29 ноября 2013 г.

Гиперактивный ребенок: лечить нельзя воспитывать

Ваш ребенок не может сосредоточиться на выполнении домашнего задания, быстро утомляется, к нему как-будто подключен мотор, невнимателен на уроках и дома, скорее всего Вы услышите или уже слышали от учителя, психолога или врача: " У Вас гиперактивный ребенок".

Полное название Синдром дефицита внимания и гиперактивности(сокращённо СДВГ; англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.
С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что дети «перерастают» этот синдром, либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни.
Даже беглый анализ источников по проблеме гиперактивности показывает, что среди различных специалистов единогласия нет, существуют три полярные точки зрения. Синдром рассматривают и как сугубо медицинскую, и как психолого-педагогическую, и как возрастную проблему. Именно проблему, потому что следствием гиперактивности будет слабая успеваемость школьника. Прислушаемся к мнению специалиста -
О.В. Гончаровой, доктору медицинских наук, педиатру-врачу восстановительной медицины, главному научному сотруднику ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»: "Кроме сниженного внимания, для этих детей характерны нарушения памяти, сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость. Время, в течение которого они могут продуктивно работать, не превышает 5-15 минут, по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается». У гиперактивных детей проблемы внимания сопровождаются повышенной двигательной расторможенностью. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. Гиперактивным детям свойственна «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Нарушения эмоциональной сферы у детей с СДВГ характеризуются импульсивностью, чрезмерной возбудимостью, раздражительностью, повышенным уровнем тревожности, частой сменой настроения и подверженностью депрессии. Школьные нагрузки часто приводят к срыву компенсаторных механизмов ЦНС и развитию синдрома школьной дезадаптации".
Из приведенного фрагмента статьи родители могут увидеть, что гиперактивный ребенок не имеет шансов освоить программный материал на уроке в полном объеме, то есть, для успешного обучения просто обязательно дорабатывать дома изучаемый в классе материал.
Какой бы из подходов к решению проблем СДВГ не предпочли родители, придется потратить достаточно много времени на организацию правильного режима дня школьника. Использование медикаментозных препаратов, само по себе, не означает достижения позитивных результатов. Для гиперактивного школьника нет ничего важнее формирования навыков самоконтроля, организации своего времени и умения правильно его использовать. Домашнее задание не может занимать свыше двух с половиной часов, превышение этого времени означает неверную организацию, отсутствие чередования нагрузки и отдыха. Простейшие и выполнимые рекомендации - составление стабильного расписания на неделю, следование плану, дозированные физические нагрузки. Импульсивность ребенка необходимо уравновесить предсказуемыми обязанностями.
Призываю потратить свое время для развития своего ребенка сейчас, уверенность в перерастании гиперактивности к старшему подростковому возрасту освобождает время родителей, но возможности учиться второй раз все школьные годы нет. Сомневаетесь Вы или нет в существовании СДВГ, помогите своему ребенку стать успешным сегодня, дисциплина и самоконтроль не станут "лишним грузом" в будущем. И еще одна важная рекомендация и врачей, и психологов, и педагогов - любая маленькая победа над собой должна быть замечена, хвалите, хвалите, и еще раз хвалите!

4 комментария:

  1. Большое спасибо. С этой проблемой сталкиваются многие родители. Даже если симптомы СДВГ ребенка на пограничной стадии. Если среди специалистов в этой области нет единогласия, то что делать родителям без медицинского и педагогического образования ? Популярное изложение хотя бы одной версии решения проблемы - большое подспорье для нас, родителей.

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый вечер, Ольга! Есть общая рекомендация у сторонников медикаментозного подхода и психолого-педагогических методов - жесткий режим дня, предсказуемость требований и событий, я бы добавила еще постоянные физические нагрузки. Оставляю ссылки
    нестандартный подход http://svpsychology.ru/giperaktivnost-u-detej/ ; пользоваться услугами необязательно, интересна система типов детей,
    сайт для родителей http://adhd-kids.narod.ru/articles/adhd_souz_pediatrov_rossii.html .Успехов, Вам!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за ваш сайт. Здесь можно найти очень много интересного и полезного.

    ОтветитьУдалить