24 декабря 2013 г.

Энтузиазм ученика + помощь: готовим дополнение на уроке

Подготовить дополнительно к заданию небольшое сообщение предложила пятиклассникам еще на первом уроке, объяснила что именно жду - короткое сообщение о различных науках, оказывающих помощь в изучении истории, перечень назвала, предупредила - не читать, можно подсматривать в текст.
 Результат ошеломил разбросом по классам: от подготовили все - до не подготовил никто. Я пережила первый шок: как успеть опросить, а не только оценить всех, мы только знакомимся с детьми в пятом классе, важно каждое слово одобрения, ученики действительно рассказывали об археологии, палеоантропологии не глядя в "шпаргалки", пришлось очень стараться. Второй шок: как же так, никто в классе не захотел дополнительно отличиться! Сейчас, когда мы вместе отработали полгода, уже можно подсказать родителям, в чем нужна помощь детям. Сразу хочу предупредить, что желание проявить себя у ученика, зачастую соответствует главному принципу участников экономической деятельности - получить максимально возможный результат при минимальной затрате ресурсов, в нашем случае интеллектуальных и времени. Тогда один совет - тщательно изучайте учебник, дополнительный материал требует подготовки, старания и выполнения определенных условий.
Во- первых, категорически не приемлю работу принтера, найти и распечатать готовую работу - не то, что действительно способствует развитию. Достаточно сообщения на две-три минуты, сделанного самостоятельно, действительно серьезно подготовленного, чтение с листа, часто даже плохо знакомого текста не несет пользы ни ученику, ни уроку.
Во-вторых, ложка дорога к обеду, любая дополнительная информация должна строго соответствовать изучаемой теме. Проверьте, насколько сейчас актуально сообщение, если тема изучена три-четыре недели назад, лучше рассказать об интересном материале за пределами урочного времени, учитель выслушает, оценит внимание к предмету.
В-третьих, материал обязательно должен выходить за пределы, написанного в учебнике, дублирование текста не имеет смысла, стоит озвучить "изюминку", добавить штрих к учебному материалу.
К вопросу о презентациях к уроку. Готовьте, с удовольствием рассмотрю, но показать необходимо заранее. Возможны орфографические и исторические ошибки, желание поставить красивую картинку может противоречить предметной информации. В отличие от сообщения, презентация может точно соответствовать тексту учебника, он придаст необходимую логику, поможет ориентироваться в иллюстративном материале. Другими словами, подготовьте презентацию заранее, за один-два урока, учебник написан доступно и для самостоятельного изучения, покажите учителю и успейте внести необходимые изменения - результат вас порадует. Не хочу останавливаться надолго на готовых, доступных в Сети презентациях, они часто качественные, но слишком заметны для профессионального взгляда, не способствуйте обману. Самостоятельная работа гораздо продуктивнее для учеников.
Уважаемые родители! Все разобранные вопросы - не сухие теоретические советы, это - анализ деятельности пятиклассников нынешнего года, я не приводила конкретные примеры, а сразу рассказала о распространенных ошибках, за каждым пунктом статьи - недостаток опыта Ваших детей и мое желание оказать помощь и достичь позитивных результатов. Если Ваши дети горят желанием расширить свои знания, помочь в этом одноклассникам, то помощь родителей необходима и очень ценна.
Желаю успеха!

2 комментария:

  1. Уважаемая Татьяна Васильевна, здравствуйте! Как просто и доступно у Вас все написано. И так переживаемое мной, как будто Вы заглянули ко мне в душу. У меня сейчас 4 класс. Учу их тому, о чем пишете Вы. Проблема, проблема... Как учу их из распечатанных листов с текстом (зачастую и мне малопонятным) найти, выделить и выписать несколько строк, но таких важных...

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Надежда Александровна! Снова радуюсь Вашей поддержке, потому что часто удивляюсь, тому сколько раз надо поправить, разобрать ошибки и получить минимальный результат. Да, конечно, к концу года все поймут как надо делать, а так хочется быстрого прогресса....

    ОтветитьУдалить